Этот спор почти хозяев предприятия с наемным менеджером, как выяснилось, зашел столь далеко, что гендиректор решил публично высказать свои претензии к руководителю «Руспромавто» Дмитрию Стрежневу.
– Соглашение между «Руспромавто» и «Ивеко» предусматривает прежде всего создание новой компании (она так и называется – «New company»), в которую, в частности, ЯМЗ должен вывести 50 процентов своих активов – производственные корпуса, оборудование, коммуникации и т. д. Акционерами «New company» будут пополам «Руспромавто» и «Ивеко», а не ЯМЗ. Это уже идет маленькое ограбление завода, – заявил Савельев.
Такое решение по закону должно приниматься с согласия акционеров, владеющих 75 процентами акций, а у «Руспромавто» их пока только 48 процентов. Так что, как заметил Владимир Савельев, без государства и других акционеров это решение принято быть не может. Кроме того, он уверен, что если СП по производству двигателей с «Ивеко» начнет работу в Ярославле, его продукция вытеснит дизели ЯМЗ с рынка:
– ЯМЗ останется без заказов, и чем быстрее будет развиваться «New company», тем быстрее будет умирать завод. Вторая сторона вопроса – на смену нашим перспективным разработкам приходит итальянский вариант. Там жесткое условие – владельцами документации остаются итальянцы. То есть сегодня в Ярославле надо поставить крест на работе конструкторов и исследователей. Но поскольку в России, кроме Ярославля, за последние 20 лет не создано ни одной новой конструкции дизельных двигателей, то надо признать, что ставится крест в целом на российском отечественном дизелестроении.
При таком исходе, по мнению Владимира Савельева, может пострадать и обороноспособность страны: поддержание боеготовности ста тысяч единиц различных видов вооружений окажется под вопросом. Возникнет также огромная социальная проблема – куда девать тысячи работников «Автодизеля».
– В эту «New company» вместе с активами и рынком уйдет не более пяти тысяч работающих на ЯМЗ. Остальные-то 17 тысяч трудового коллектива что будут делать? А за ними пострадают наши смежники – ЯЗТА, ЯЗДА, РТИ, «Ярославрезинотехника», «Лакокраска», НПЗ. Ведь на ЯМЗ сегодня работает огромное количество предприятий. Это удар по городу, Ярославль его не выдержит.
Именно поэтому губернатор области Анатолий Лисицын и генеральный директор «Автодизеля» Владимир Савельев вынесли этот вопрос на уровень премьер-министра России. Как мы уже сообщали (см. номер за 30 ноября), в прошлый четверг на встрече у Михаила Касьянова решения о выборе проекта малого дизеля принято не было. Министру промышленности Илье Клебанову поручено проработать проблему в течение первого полугодия.
На вопрос нашей газеты о причинах столь острой публичной критики в адрес «Руспромавто» генеральный директор «Автодизеля» ответил, что это не споры между менеджерами и крупным акционером, а «война, которая кулуарно длилась на протяжении длительного периода времени». Но после оглашения позиции Владимира Савельева на заседании у Михаила Касьянова он считает возможным «выносить сор из избы». За свое будущее он не боится:
– Я просто не могу поступить иначе. Я не знаю, какой бы идиот на моем месте взял бы и договорился с «Руспромавто», вот так пожал бы руку под столом, может быть, и взял бы чего-нибудь там в лапу – все, давай, с итальяшками будем сотрудничать. Я, во-первых, не из тех людей. Во-вторых, я на такие сделки никогда бы не пошел. Меня всячески уговаривали склониться к итальянскому варианту. Я не против его обсуждать, но пусть они назовут какие-то отправные цифры: что конкретно из двигателя намерены собирать в Ярославле, сколько это будет стоить, откуда пойдут все остальные комплектующие, сколько будет стоить двигатель? Ничего же нет. У нас генеральный директор назначается советом директоров. Пока я не сдан государством, они со мной сделать ничего не могут.
Критикуя проект сотрудничества с «Ивеко», генеральный директор «Автодизеля» уверял журналистов, что реально наладить на ЯМЗ производство собственной разработки малого дизеля. Этот проект потребует 160 млн. долларов инвестиций для организации выпуска 50 тысяч двигателей в год. Владимир Савельев заявил, что проблем с инвестициями на производство малого дизеля нет.
– Уже начали поступать предложения, как можно профинансировать наш проект. Эти несчастные 160 миллионов долларов может дать наш Сбербанк, если поторговаться по процентам, – считает Савельев.