В ОАО «НПО «Сатурн» успешно завершены солевые испытания газотурбинного двигателя М70ФРУ, являющиеся очередным этапом создания морского двигателя четвёртого поколения мощностью 14 000 л. с.
Морские газотурбинные двигатели имеют ряд принципиальных отличий от общепромышленных и авиационных. В частности, при их создании решаются задачи повышенной коррозионной стойкости в агрессивных средах.
Одной из самых острых проблем эксплуатации газотурбинных двигателей в морских условиях являются высокотемпературная солевая эрозия, которой подвергаются детали узлов горячей части двигателя. С целью решения этой проблемы разработаны специальные материалы, а также различные защитные покрытия, обеспечивающие коррозионную стойкость. Ещё одна специфическая особенность эксплуатации в морских условиях – это засоление тракта двигателя. Соль, находящаяся в морском воздухе, проходит через двигатель и оседает в нём. В результате происходит ухудшение характеристик двигателя, что в конечном итоге может привести к потере его мощности. Для устранения этой проблемы в двигателе измеряются определённые параметры по тракту, сравниваются с исходными характеристиками и принимаются решения о проведении процедур для восстановления его характеристик.
В процессе создания морских двигателей проверка на стойкость к засолению и коррозии является обязательной и необходимой.
В настоящее время солевые испытания ГТД М70ФРУ успешно завершены. Подтверждено соответствие стойкости двигателя к засолению требованиям заказчика. До предъявления двигателя М70ФРУ на государственные испытания в 3-м квартале 2008 года предстоит выполнить значительное количество других специальных испытаний.
Годом ранее, в ноябре 2006 года, ОАО «НПО «Сатурн» успешно провело государственные испытания первого российского морского газотурбинного двигателя четвёртого поколения – М75РУ максимальной мощностью 7000 л.с.
ОАО «НПО «Сатурн» имеет всю необходимую базу для производства, обслуживания и обеспечения эксплуатации морских газотурбинных двигателей.
Морские силовые установки с газотурбинными двигателями М75РУ и М70ФРУ имеют большие коммерческие перспективы. По оценке специалистов, потребность в них предполагает серийное производство – как для российских заказчиков, так и для поставок за рубеж. В частности, помимо Военно-морского флота, ОАО «НПО «Сатурн» предложило ГТД М75РУ и М70ФРУ на корабли и катера Пограничной службы ФСБ РФ.
Координационно-экспертный совет по вопросам кораблестроения Пограничной службы ФСБ России рекомендовал ОАО «НПО «Сатурн» продолжить работы по созданию двигателя М70ФРУ и газотурбинного агрегата на его основе для дальнейшей привязки к проекту пограничного сторожевого корабля территориального моря. ГТД М70ФРУ также может быть использован в перспективном проекте сторожевого корабля исключительной экономической зоны РФ (класса «Корвет»).