Четырнадцать автотранспортных предприятий, в том числе и из семи районов области, делегировали в Ярославль 30 лучших водителей. При этом три предприятия – Переславское, Ростовское АТП и «Яравтотранс» – были представлены во всех номинациях. Для справки: в нашей области 160 тысяч автомобилей, за рулем которых сидят те, для кого профессия шофера – основная.
Перед началом соревнований ктото из водителей обратил внимание на новенький «пазик», стоявший в сторонке. Мужики посчитали, что это и есть главный приз. На самом деле призы были чуть скромнее – по 15 тыс. рублей за каждое из трех первых мест, что соразмерно со средней шоферской зарплатой в Ярославле, в районах труд водителей оценивается не столь высоко – 5 – 7 тысяч. Было верно замечено, что хотя профессия водителя – одна из самых массовых, ее престиж неоправданно занижен. Поднятию имиджа как раз и призваны способствовать подобные конкурсы.
Практической части состязаний логично предшествовало испытание по теории. Валерий Соколов из Рыбинского ПАТП1 за рулем 37 лет.
– Но это не значит, что теория у меня от зубов отскакивает, – признается он. – Чтото пришлось подзубрить.
Валерий считает, что правила обязаны знать и пешеходы, поскольку немало аварий происходит изза них.
– Я служил в Германии, на машине полстраны объездил, так вот я очень высокого мнения о немецких пешеходах. На красный свет немец ни за какие марки, а теперь евро, не пойдет.
Первыми на старт выходили водители ЛиАЗов. Трасса скоростного фигурного вождения открывалась туннельными воротами. Считается, что автобус прошел «чисто», если не задел боками красные флажки, до которых всего 15 сантиметров. Потом надо обозначить остановку у павильона, задним ходом войти в бокс, а после фигур «змейка» и «круг» на ходу перекинуть обруч с одной стойки на другую.
Справиться с волнением удавалось не всем. Из глубины двора на огромной скорости вдруг вылетел автобус без опознавательных знаков и начал выделывать кренделя. Неустановленного пока водителя, работавшего почти без ошибок, судьи тут же окрестили «летучим голландцем». Уже на финише выяснилось, что это ростовчанин Александр Таланов. Услышав по «радио» свою фамилию, он рванул вперед раньше своего предшественника, поскольку впопыхах пропустил мимо ушей команду «приготовиться». Посовещавшись, судьи не стали аннулировать результат «выскочки». Александр выступил неплохо, хотя в тройку призеров не попал.
А вот Андрей Хрящев, представлявший Переславское АТП, считает, что опередил бы всех, если бы ему достался автобус не с рычагом от коробки передач, а с «автоматом», к чему он привык у себя дома. Для этого Андрею нужно было приехать в Ярославль на своем родном автобусе. Но это довольно накладно.
Были и такого рода рассуждения: дескать, водители Ярославского ПАТП1, являясь принимающей стороной, заведомо находятся в выигрышном положении, поскольку на родной площадке «можно рассекать с закрытыми глазами», а вот иногородние знакомились с дистанцией лишь в день приезда.
Но есть надежда, что если конкурс профессионального мастерства водителей станет традиционным, то все постепенно устаканится. А конкуренция будет возрастать. Кумиром болельщиков стал водитель ПАТП1 Геннадий Салтыков, который на сочлененном автобусе особо большой вместимости («гармошка») в ходе показательных выступлений по той же программе продемонстрировал столь высокий класс управления машиной, что дух захватывало от восхищения даже у бывалых шоферов, не говоря уж о молодых. Кстати, самым молодым на этом конкурсе оказался 22летний водитель из Ростова Василий Калачев. Он получил специальный приз. Были отмечены подарками и самые опытные водители – Аркадий Сомов из Переславля и Валерий Соколов из Рыбинска. «За лучшее знание правил дорожного движения и за образцовое поведение на дороге» водитель ЛиАЗа из ГУП ЯО «Ярославское АТП» Сергей Дуденков получил особый приз. Кстати, он же в этой номинации занял первое место. Михаил Паклянов (ПАТП1) стал лучшим среди водителей ПАЗов. Николаю Кренделеву (автоколонна1137) не было равных среди конкурсантов, соревновавшихся на КамАЗах. Усилиями спонсоров ни один конкурсант не остался без приза.