Где-то вспыхивает сварка, кипит работа в трюмах и машинных отделениях. В пассажирских салонах организованный беспорядок: вдоль кресел разложены шатуны, поршни, гильзы цилиндров, какие-то электрические агрегаты. Идет полная ревизия дизелей, замена деталей обшивки, пришедших в полную негодность.
– Пусть вас не беспокоит этот разгром, – говорит наш провожатый заместитель начальника пассажирского районного управления Ярославского речного порта Николай Ремизов. – Все четыре годных к эксплуатации пассажирских «Москвича», те, что возили садоводов и дачников в прошлом году, ремонтируются строго по графику. В конце апреля – начале мая они отправятся в рейсы. Сначала внутри города на Долматово, Толгу и Вакарево. Затем вниз до Андреевского и вверх до Константиновского. Расписание, насколько мне известно, останется прежним. Внутри Ярославля пенсионеры будут ездить бесплатно. На загородных линиях такая льгота только ветеранам войны, а ветераны труда и «рядовые» пенсионеры поедут за половину стоимости билета. Цена последнего в свою очередь будет зависеть от стоимости топлива. Если подорожает солярка, и нам никуда не деться, придется больше брать денег с пассажиров.
Ремонтируют суда сами экипажи. Все мало-мальски ненадежные детали обшивки, какие выявила дефектоскопия, будут заменены, и к началу навигации старые трамвайчики станут как новые. По словам того же Ремизова, за безопасность пассажиров можно ручаться, несмотря на то, что ярославским трамвайчикам по 20 – 25 лет. Каждые пять лет речных ветеранов заводят в сухой док здесь же, в затоне, тщательно осматривают все днище и корпус, латают и предъявляют судовому регистру.
Быстрее всех подвигается ремонт на теплоходе «Москва-114». Только что капитан Вячеслав Фабриков получил приказ начальника речного порта первым открыть навигацию.
– Это значит, – говорит Вячеслав Васильевич, – что на завершение ремонта и приведение судна в рабочее состояние нам остается три дня. А
14 апреля отдадим швартовы и будем возить своих портовых рабочих с правого берега на левый.
Капитан в этом году начнет на Волге тридцать пятую навигацию, а его кормилец 114-й – двадцать четвертую.
Вместе с Фабриковым приводит судно в готовность второй капитан Сергей Лазарев. За штурвалом теплоходов он уже 28 лет. До сих пор не может пережить несчастье, приключившееся прошлой зимой с его «Москвой-208», когда ледоход, вызванный паводком и очередным сбросом воды с плотин, суда в затоне сорвал с якорей и швартовых тросов. 208-й пострадал больше всех. На его восстановление теперь нужно больше миллиона. Таких денег у речников нет, судно вытащено из воды и стоит рядом на кильблоке. Вместе с ними занят ремонтом и механик, он же сменный капитан Александр Климов. Полная взаимозаменяемость на речных судах – явление обычное. Тем более что ярославские речники, как правило, с солидным стажем и опытом.
Старейший в порту теплоход «Москва-102» к двадцать пятой, юбилейной навигации готовит один из лучших экипажей пассажирского флота речного порта.
На вопрос, кто здесь капитан, откликаются сразу трое, потому что и собственно капитан Александр Буторин, и механик Владимир Данилов, и другой механик Александр Козлов – все одновременно сменные капитаны. Но «кэп» всех старше. Он, как и Фабриков, 35 лет водит суда по Волге. Вся жизнь, можно сказать, прошла в капитанской рубке. На 102-м работы еще в разгаре. Повсюду вырезанные из корпуса и надстройки детали обшивки. А перед входом в машинное отделение зияет громадная дыра, вынут и трап. Пришлось извлекать наверх крупногабаритную деталь дизеля, потому и вскрыли палубу.
– Вообще-то суда Московского судоремонтного завода на удивление крепкие. Как говорится, столько и не живут никакие теплоходы, и дизели у них долговечные, – замечает Буторин. – Но каждую весну мы весь мотор перебираем полностью. На новые машины нам вряд ли стоит рассчитывать в ближайшем будущем. Так что надо наших кормильцев лелеять. А вода спадет, дебаркадеры поставят, и пусть садоводы не волнуются – в срок выйдем в рейс.