– Я представил суду все необходимые разрешающие документы, но судья упорно не желала принимать их во внимание, – говорит Станислав Юрьевич. – Не услышал эти доводы и областной суд, который недавно рассмотрел мою кассационную жалобу на решение суда первой инстанции и оставил ее без удовлетво-рения.
Злополучный гараж был поставлен 27 лет назад с разрешения Кировского райисполкома Ярославля. Его установка согласована по всем правилам, предписанным тогдашними законами, считает Павлов, о чем свидетельствует выкопировка плана двора, выданная главным управлением архитектуры. В ней указано расположение металлического бокса. План заверен подписями и печатями руководителей Киров-ского райисполкома, УВД, главУАГ и главным архитектором Ярославля Аркадием Бобовичем. Есть резолюции: «согласовано с ЖЭУ» (жилищно-эксплуатационным управлением), «согласовано по временной схеме».
Был и более ранний документ, говорит Павлов, – справка райисполкома от 1978 года с разрешением на установку гаража. Ее он отдал в 1998 году в комиссию комитета земельных ресурсов мэрии, чтобы заключить в соответствии с новыми правилами договор на аренду земли под гаражом. Но ни ответа на свое обращение, ни возвращения справки не дождался.
Павлов считает, что располагал достаточными (по законам и правилам, действовавшим на тот момент) документами для установки гаража во дворе.
А районная администрация и за ней суд доказывают незаконность и самовольность по-стройки, мотивируя это более поздними решениями горисполкома от 1991 года, а также статьями, которыми Граждан-ский кодекс был дополнен в 1995 – 1996 годах. Но закон, как известно, обратной силы не имеет. Решение считать гараж самовольной постройкой суд мотивирует тем, что хозяин металлического бокса не оформил права собственности на участок земли или его аренду. По законам же, относящимся к 1979 году, этого и не требовалось. Оба суда не приняли в качестве доказательства правоты ответчика заверенное нотариусом заявление двух свидетелей – соседей Павлова. А они подтвердили, что он действовал законно, по разрешению администрации. Нынешнее место для гаража во дворе, указанное на плане, по заверению жителей дома, согласовано с ними на общем собрании, проведенном райисполкомом, а затем лично обозначено тогдашним заместителем председателя Кировского райисполкома Борисом Князевым в 1988 году при перепланировке двора в связи со сносом сараев.
Термин «самовольная постройка» законопослушный Станислав Юрьевич считает особенно оскорбительным. Выделяя место для гаража, власти учитывали его заслуги перед обществом и разъездной характер работы. Павлов – академик Российской и Международной инженерных академий, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РФ, награжден орденами и медалями. По роду деятельности ему нужно, чтобы машина всегда была под рукой для экстренных выездов на предприятия, где внедряются разработанные с его участием технологические процессы.
Да, разрешение на установку гаража было «по временной схеме». Но это означало лишь, что при необходимости (перепланировке двора, как это уже было, или прокладке коммуникаций) ему будет предоставлено другое место в зоне пешеходной доступности. По строительным нормам и правилам – не далее 800 метров от дома. Владельцы гаражей во дворе были готовы к такой эвакуации и даже создали и зарегистрировали кооператив «Волга-2», но ничего ближе и лучше пустыря на Магистральной улице за Вспольин-ским полем Павлову не предложили.
Почему же вопрос с гаражом возник именно сейчас? Здесь уместно вспомнить, что Станислав Павлов – председатель общественного объединения по защите социальных прав жителей. В него входят ярославцы из домов № 41, 43, 43а, 45-1 по Волжской набережной, протестующие против уплотнения застройки во дворе этих зданий, облюбованном ЖСК «Медик» для строитель-ства четырехэтажного дома с подземными гаражами. По мнению жителей, эта стройка, если она будет предпринята, во-первых, входит в вопиющие противоречия со СниПами и санитарными нормами, так как лишает жителей существующих домов инсоляции (солнечного света) и детских игровых площадок во дворе. Во-вторых, создает угрозу оползней на набережной с утратой памятников архитектуры в заповедной зоне города, о чем «Северный край» уже предупреждал городские власти и организации, выдавшие согласование на проект («На грани техногенной катастрофы» – «СК», 10 апреля 2004 года).
– Возможно, тяжба по поводу моего гаража, – предполагает Станислав Юрьевич, – один из способов сделать покладистей наше общественное объединение, препятствующее опасной стройке.
Характерно, что в «Северный край» обратился не сам Павлов, а его коллеги по общественному объединению. Они намерены помогать своему товарищу отстаивать законные интересы в высших судебных и административных инстанциях.