Родился и вырос он в селе Василькове Ростовского района. Закончив школу в Белогостицах, поступил в Ярослав-скую сельхозакадемию. В колхозе «Надежда», где до сих пор трудятся родители Николая, надеялись, что свежеиспеченный ученый-агроном вернется домой и займется землей. Но Николай решил «распределиться» в милицию. В какой-то степени на его выбор повлияло то, что в академии пришлось сдать на водительские права. Ну что ж, почти по адресу попал агроном: милиция ведь с сельским уклоном. Поработав в патрульно-постовой службе, стал инспектором ДПС.
Начало милицейской карьеры Люликова ознаменовалось довольно остросюжетным эпизодом. Он с напарником Сергеем Мамкичевым под вечер дежурили на Костром-ском шоссе.
– Мимо нашей машины с огромной скоростью в сторону Костромы промчалась «шестерка», – вспоминает Николай. – Мы стали ее преследовать. Заметив это, водитель начал выделывать кренделя от обочины к обочине.
Приблизившись вплотную к лихачу, милиционеры дали коман-ду остановиться. Ноль внимания. Инспектора связались с дежурной частью, получили добро на применение табельного оружия. Но даже с простреленными задними колесами преследуемая легковушка движение не прекратила. Свернула на проселочную дорогу. Возле крайнего деревенского дома машина остановилась, из салона выскочил водитель. Николай его догнал, завязалась борьба, в которую на стороне нарушителя ввязались несколько местных жителей. В пылу схватки Николай получил огнестрельное ранение в руку и легкое, но пистолет не выронил. Вместе с напарником они нейтрализовали водителя-лихача наручниками. Сергей с попуткой отправил истекающего кровью Николая в больницу, а нарушителя доставил в РОВД. Это было боевое крещение Люликова.
В Ярославском районе инспекторам работы хватает. Под контролем службы ГИБДД 68 километров федеральных, 513 – областных, 732 – местных дорог. Самым проблемным до недавнего времени был отрезок шоссе от поселка Лесная Поляна до Кузнечихи.
– Иначе как «дорогой смерти» ее не называли в народе, – говорит Николай. – Малоосвещенная, в колдобинах. Было много ДТП, нередко со смертельным исходом.
Теперь на этом участке гораздо спокойнее. В том числе и благодаря работе местной ГИБДД.
Хотя Ярославский район – сельский, но, по статистике, всего 5 процентов ДТП совершается местными жителями. «План» по нарушениям гонят иногородние – из Москвы, Костромы, Иванова. А давно ли картина была совсем иной, когда нарушали правила в районе в основном местные шоферы и трактористы, запросто ездившие в пьяном виде за бутылкой в магазин, скажем, на мощном К-700...
– Было такое, – соглашается начальник отделения ГИБДД Ярославского района майор Андрей Сакулин. – Еще в начале 90-х больше половины механизаторов окрестных хозяйств стабильно разъезжали в нетрезвом виде где попало, садились за руль без удостоверений. Сейчас картина изменилась. Не поверите, не так давно в Ивняках встретил трезвого тракториста за рулем, в костюме, галстуке, словно на свадьбу собрался.
Конечно, такие перемены, с одной стороны, следствие того, что в сравнительно благополучном Ярославском районе крестьяне стали дорожить своей хорошо оплачиваемой работой, а следовательно, и водительским удостоверением. Но не сбросишь со счетов и повседневную кропотливую работу милиции, в частности, сотрудников Государственной дорожной инспекции. Кстати, в составе инспекторов ярославской ГИБДД из 20 сотрудников 17 офицеров, девять человек имеют юридическое образование, а восемь учатся по этому профилю в вузах и техникумах. Так что у сельских моторизованных «клиентов» неплохие наставники.
Деревенский парень Николай Люликов, ставший горожанином, соглашается со своим командиром в том, что основные заморочки сейчас именно на областных и федеральных дорогах. Современному инспектору надо в одном лице быть и психологом, и хорошим знатоком различных нормативных документов, правовых норм. Ведь порой бывает, что молодой сержант-инспектор останавливает машину с целью «покачать права», а за рулем юрист.
– Инспектор должен, считаю, быть на равных со своими возможными оппонентами в ходе дорожного диалога, а то и выше на голову, – считает Люликов. – Ведь мы – представители власти, закона.
Сам Николай, уже имеющий высшее образование, прошедший учебный центр в Вят-ском, где не только стрелять и кроссы бегать учат, постоянно совершенствует свои правовые знания.
За годы работы инспектором с чем только не приходилось сталкиваться.
– Иные владельцы машин традиционно продолжают считать, что мы, блюстители, и они – непримиримые враги, находимся в разных окопах. Что инспектор только и думает о том, чтобы чем-то «ущучить» проезжающего мимо. Будучи уверенными в этом, порой нагло, открыто предлагают взятки.
– А вы что?
– Стараюсь спокойно объяснить водителю, что он заблуждается. Ведь даже если отвлечься от морально-этической стороны, брать взятку просто невыгодно, поскольку можно лишиться любимой работы.
Николая удивляет, когда остановленный водитель выходит из машины с бледным лицом, трясущимися руками протягивает документы. Таких он пытается успокоить, как-то снять напряжение.
– Мы с моим нынешним напарником Игорем Зверевым стараемся быть не антагонистами, а союзниками участников движения. Общаться надо доброжелательно, без агрессии.
– Каким, на твой взгляд, должен быть напарник?
– Я должен быть абсолютно уверен, что он не бросит меня в трудную минуту. С Игорем мы уже почти полтора года патрулируем на «девятке». Успели стать настоящими друзьями.
Служба у инспектора сельского пригородного района еще тем сложна и специфична, что вокруг Ярославля – сплошные места отдыха, в любом направлении. Особенно опасно на дорогах, когда машины возвращаются в город после уикенда.
– Чего только не приходится выслушивать, если остановишь машину, а водитель явно навеселе. Сколько уже нашим инспекторам крутые водители обещали уволить, понизить в должности...
– Со звездами не доводилось встречаться? Как они себя ведут?
– Достойно, вежливо. За нарушения всегда извиняются. Обычно такие встречи заканчиваются автографами...
– Чаще не звезды эстрады, не спортсмены «бочку катят», а представители местной власти, – дополняет коллегу Сакулин. – Директора заводов, руководители хозяйств ведут себя агрессивно. Однажды председатель колхоза настолько в раж вошел, что запретил инспектору ездить по «его земле». Вы, говорит, должны получить у меня разрешение.
Еще я спросил у Николая, правда ли, что опытный инспектор чуть ли на насквозь видит, что в багажнике проезжающей машины.
– Действительно, со временем вырабатывается своего рода профессиональная интуиция. Наблюдаешь за потоком машин, и вдруг в какой-то момент словно кто-то в бок толкнет, дескать, останови-ка вон ту красную «Волгу». Останавливаешь, и точно – не зря: у того техосмотр не пройден, другой вещи везет краденые...
Служба у офицера Николая Люликова нелегкая. Бывает, по полгода приходится дежурить в усиленном режиме. К примеру, нынче с 24 апреля дежурили инспектора в графике «шесть к одному». Это значит, что экипаж находится на трассе по 12 часов в течение шести дней, а затем день отдыхает.
Один из самых главных показателей работы ГИБДД – динамика ДТП. В прошлом году за шесть месяцев в зоне ответственности 20 сотрудников ярославского сельского отделения ГИБДД случилось 110 ДТП, 20 человек погибли, 145 были ранены. Нынче ситуация такова: 99 – 15 – 131. Показатели чуть лучше, однако, согласитесь, если на дороге есть жертвы, об успехах говорить по меньшей мере неуместно.
Так считает и Николай.