Село Воскресенское на современной карте Пошехонского района не обозначено. Однако если двигаться от Малафеева вверх по реке Маткоме, после Мартьянова будет Корино, а напротив, на правом берегу – Воскресенское. Названо так по храму Воскресения Господня. Время его освящения – 1833 год – указано в «Историко-статистическом обзоре Ростово-Ярославской епархии», опубликованном в 1861 году. Других данных о нем в архивах пока найти не удалось.
Отец Алексей – иерей Алексей Николаевич Ходунков – был назначен настоятелем три года назад. С ним приехала матушка Мария – Мария Вадимовна, она стала преподавать историю в Гаютинской школе. А историю храма ей помогают восстановить местные жители, особенно коллега – биолог Татьяна Абрамовна Праусова. Вместе с Марией Вадимовной и ее ученицей Настей Халуевой они ходили по окрестным деревням, записывали рассказы обитателей.
И вот что получилось. Церковь в конце XIX – начале XX века обновляли купцы Посад-ские, люди богатые – у них было большое имение вблизи Гаютина, эти земли теперь затоплены Рыбинским водохранилищем. Они владели сыроварнями и маслодельнями, сплавляли лес. Специально завели неподалеку кирпичный завод, чтобы отреставрировать храм, в летнем росписи сделали в итальянском вкусе, они сохранились доныне. Рядом содержали богадельню – в двухэтажном каменном доме – и церковно-приходскую школу. Село Воскресенское состояло из трех домов, где жили священник, дьякон, псаломщик, и сторожки. Причт не только служил, но обрабатывал поля. Купцы Посадские избегли злой судьбы, покинув Россию за два года до революции.
Люди запомнили двух священников того времени. Отец Василий Шаргин служил в начале прошлого века, он оставил храм сыну Александру, о котором известно больше. Это был кроткий человек, но сильный, высокий и красивый. В деревенских состязаниях мог побороть трех мужиков. Содержал большое хозяйство, где была беговая лошадь Долинка – за полтора часа доносила его до города Пошехонья. На святки отец Александр ездил в Петербург на скачки, где брал с Долинкой призы. За это его даже прозвали там «пошехонский цыган».
В двадцатые годы новая власть священника с семьей выгнала из дома. В Корине их приютили деревенские жители. Потом отца Александра увезли в тюрьму в Ярославль. Говорят, у него были связи и влияние даже на большевиков – его отпустили, но в Воскресенское он больше не вернулся.
Здесь началась смута: из Череповца пригнали голытьбу – будто бы для работы в колхозе. Богадельню ликвидировали, ее каменное здание разобрали и увезли. Но церковь не тронули – она стояла на кладбище, такие рушили в последнюю очередь. С 1927 по 1949 год там сменились три настоятеля, они жили в избушке у сторожихи Александры Николаевны Смирновой. Именно ее местные жители в течение нескольких десятилетий считали главным человеком в Воскресенском. Она самоотверженно служила Богу. Помогала всем священникам, прибирала в храме и охраняла его. Когда уехал последний батюшка, совершала молебны, какие допустимы при мирском положении, крестила детей, хоть и не полным чином. Восемь старушек были при церкви много лет, но покинули этот свет одна за другой. В 1974 году Александра Николаевна почувствовала, что силы уходят, сдала ключи от храма в сельсовет и отправилась на покой к дочери Ольге.
В Воскресенском начался грабеж. Власти его не останавливали. Какие-то люди приходили и приезжали на машинах сначала по ночам, а потом и средь бела дня – вывозили утварь. Двадцать три года церковь простояла ограбленной и пустой. Только девять лет назад сюда после долгого перерыва прислали первого священника.
Храм был в плачевном состоянии: зимний без крыши, фрески в нем погибли, рамы и полы сгнили. Отец Алексей, не так давно назначенный настоятелем, продолжает реставрацию. Находятся люди в больших городах, готовые помочь. Когда-то они, их родители жили рядом с Воскресенским. Пока возвращение на родину для них – это покупка дачи. Но число прихожан растет. И может быть, кто-то останется здесь надолго.