пятница 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 03 июня 2005

Пешком в тысячелетний город

Недавно в час пик из-за автомобильной пробки почти 40 минут ехал на троллейбусе восьмого маршрута от остановки «Торговый переулок» до площади Волкова. У театра «восьмерка» встала окончательно, без надежды двинуться дальше. По требованию измученных пассажиров водитель открыл двери, чтобы они могли хотя бы пешком добраться до цели.

автор Андрей СОЛЕНИКОВ.

 

Старые ярославские улицы уже не в состоянии протолкнуть через себя многократно выросший транспортный поток, и тем не менее традиционный въезд в город с Московского проспекта через Первомайскую улицу продолжает оставаться главным. Надо кардинально решать проблему, поскольку ситуацию, возможно, не улучшит даже новый мост через Волгу. Он отвлечет на себя часть транзитного транспорта, который и сейчас в основном идет к Октябрьскому мосту, минуя центр, по окружной дороге.

Решение подсказывает сама ситуация. Если передвижение с помощью транспорта в центре города становится абсурдным, то идущим к историческим святыням надо больше полагаться на свои ноги и двигаться пешком. И быстрее, и здоровее.

Первая пешеходная зона на улице Кирова мгновенно стала популярной, ее заселили уличные кафе, лотки с сувенирами и мороженым, множество небольших магазинчиков, как давно произошло в уютных центрах старых городов Западной Европы. Опыт удался. Стоит ли распространить его на другие улицы центра?

– Такие разработки идут, – рассказал нам главный архитектор города Аркадий Бобович. – Комиссией муниципалитета в целом одобрена транспортная схема Ярославля, в которой предусмотрено продлить пешеходную зону от площади Волкова до площади Юности, а в идеале – до улицы Победы.

Но это потребует серьезных работ в двух направлениях: по изменению транспортных потоков и по рассредоточению культурных, развлекательных и торговых объектов притяжения транспорта из исторической части по всему городу.

Это уже делается. Посмотрите, как центр стал развиваться в московском направлении. Строится гостиница на углу Малой Пролетарской улицы и Московского проспекта, напротив Московского вокзала начинает развиваться крупный общественный центр, дальше вдоль проспекта растет деловой центр «Ярославль-Сити», возле ОАО «Хром» проектируется бизнес-центр. То же самое происходит вдоль проспекта Октября. То есть функции центра начинают перемещаться в другие районы города.

Но пока это только предпосылки к уменьшению пробок, разгрузке забитых до отказа санкционированных и несанкционированных парковок на центральных улицах.

Создание пешеходной зоны на улице Свободы автоматиче-ски перекрывает главный въезд в традиционный деловой и исторический центр Ярославля через Богоявленскую площадь по Первомайской улице, что в свою очередь резко снижает транспортные потоки от Красной площади по проспекту Октября и Советской улице. Этим сразу достигаются три цели: ликвидация пробок, загазованности, которая в районе Красной площади самая высокая в городе, и сохранение исторических памятников от воздей-ствия вибрации и едких выхлопных газов. По мнению реставраторов, автомобильные выхлопы – одни из главных виновников разрушения древней кладки церквей и светских зданий ХVII – XVIII веков.

Как же тогда планируется направить автомобильный поток с Московского проспекта к разным районам города?

– Кардинальным решением проблемы уже много лет считается строительство так называемой Карабулинской развязки, – главный архитектор показывает на транспортной схеме короткую улицу, выходящую с Толбухинского моста прямо к Московскому вокзалу. – Это был бы идеальный вариант, и о нем все чаще говорится в планах к тысячелетию города. Но на строительство путепровода через железную дорогу требуются слишком значительные средства, чтобы это можно было осуществить без помощи федерального бюджета. И раньше пуска первой очереди моста через Волгу такие средства вряд ли выделят. Поэтому рассматриваются менее дорогие варианты, предусматривающие перераспределение транспортного потока с Московского проспекта по разным улицам, ведущим в центр.

Примером такого ухода с перегруженного Московского проспекта может служить давно облюбованный местными автомобилистами путь в Кировский район через улицу Нефтяников и окружную дорогу с выездом на малоприметную улицу Гудованцева, которая, однако, кратчайшим путем выводит на Городской вал и далее – по выбору: на проспект Толбухина, на улицу Свободы, на проспект Ленина. Проходит улица Гудованцева в основном по кварталам частной, деревянной застройки, что удешевляет ее расширение и превращение в широкую, многополосную магистраль. Кстати, эту идею еще два года назад высказал заместитель начальника областного управления ГИБДД Андрей Сироткин в одной из статей «Северного края», посвященных транспорт-ной проблеме. Он также покритиковал департамент городского хозяйства за консерватизм в развитии других таких же улиц, ведущих в разные части города. В транспортной схеме, которая будет вынесена на утверждение муниципалитета Ярославля в конце этого года вместе с генеральным планом развития города на ближайшие 10 – 15 лет, подобные решения уже предусмотрены.

– Можно с небольшими затратами, – говорит Аркадий Романович, – превратить в многополосную магистраль Большую Рождественскую улицу с выездом на Толбухинский мост, который сейчас недогружен. Мост на Московском проспекте предоставить только легковому и общественному транспорту. Но так, чтобы он сразу с Богоявленской площади сворачивал на Большую Октябрьскую, откуда от Мукомольного переулка до улицы Победы планируется убрать трамвайные пути, по возможности проезжую часть расширить и движение в сторону Ярославля-Главного перенести с улицы Свободы на эту магистраль. С Богоявленской площади есть и другой выезд, пока мало используемый: под мост и на Которосльную набережную, с которой становятся доступными все улицы Киров-ского района города, идущие поперек радиальных. Разгрузив таким образом центр, мы уже сможем организовать пешеходную зону в старинной части улицы Свободы.

Это лишь часть решения проблемы, есть и другие предложения. Например, кроме улиц только с пешеходным движением, сделать для других в центре ограничение проезда транспорта по времени – ночными часами и по габаритам – малотоннажными автомобилями для завоза товаров в магазины, кафе и рестораны.

– Можно по опыту западноевропейских городов, запретив в пешеходной зоне движение всех видов автомобилей, сохранить троллейбусные линии как экологически чистый вид транспорта, – добавляет главный архитектор.

При этом он считает, что должны быть проведены тщательные расчеты транспортных потоков, справятся ли соседние улицы с наплывом машин в связи с устройством пешеходной зоны. Необходимо, предлагает он, построить на подходе к пешеходному центру сеть парковок в несколько уровней. И на улице Свободы, и на Большой Октябрьской они уже проектируются.

Санитарные врачи и экологи, приветствуя создание пешеходной зоны и ограничение доступа автомобилей в старый, не приспособленный к наплыву машин центр, считают все же названные проекты временными и не решающими проблем в целом.

– Почему-то в многомиллионном Париже с такими же узкими улочками в центре нет пробок, – говорит начальник областного управления Роспотребнадзора Сергей Мелюк. – Наверное, там тщательней рассчитали движение по скоростям. Продумали устройст-во подземных переходов, развязок в разных уровнях. Мы рассматривали предложенные архитекторами проработки, но можем принять их только как временные. В экологическом плане для здоровья населения неважно, пойдет транспорт большим потоком по одной улице или в том же количестве по нескольким. А дорогостоящая Карабулинская развязка вряд ли войдет в строй к тысячелетию города. Мы со своей стороны за газификацию внутригородского транспорта и за электротранспорт.

К этим предложениям тоже стоит прислушаться. Пока проект транспортной схемы города открыт для обсуждения и еще не принят, архитекторы рассмотрят любые полезные идеи, чтобы в городе было комфортно всем – и гостям, и жителям. А мы готовы опубликовать эти мнения на страницах «Северного края». Пеший или велосипедный ход в историческом центре нас не минует, как не миновал он и старую Европу. Не исключено, что в 2010 году мы войдем в свой древний тысячелетний Ярославль, как и положено, с благоговением к святыням и зодчеству предков и только пешком.

Читайте также
  • 06.09.2012 7 сентября в Ярославле будет ограничено движение 7 сентября в связи с проведением массовых меро­приятий, посвящённых памяти погибших хоккеистов команды «Локомотив», временно будет огр
  • 15.06.2011 Размышления прохожего на тротуаре Уважаемая редакция газеты «Северный край»! Вы часто призываете читателей обсуждать публикуемые у вас статьи. Я решил откликнуться на этот призыв.
  • 12.02.2011 Как решить транспортную проблему? На улицах Ярославля гололёд, снежные барьеры и повсюду пробки, много аварий. Казалось бы, положение безвыходное, но, считаю, транспортную проблему решить можно.
  • 29.12.2010 Ёлка спешит на праздник В Ярославле вовсю идёт продажа ёлок. В этом году, по данным ВЦИОМ, 73 процента россиян собираются поставить дома новогоднюю красавицу и ярославцы не исключение.
  • 27.11.2010 Улица Песочная как зеркало реконструкцииЕщё в конце лета, когда работы на Московском проспекте Ярославля были в самом разгаре, многим в глаза бросилась несуразность: въезд и выезд с этой
  • 23.04.2010 На финишной прямойГубернатор Сергей Вахруков провёл совещание, посвящённое рекон­струкции улично-дорожной сети Ярославля в рамках подготовки к тысячелетию. Главная задача,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают