Но с утра никто не мог предугадать такое решение.
– По нашему процессу фильм надо снимать, – заметил судья Константин Игнатов после того, как стороны представили новые доказательства по делу, которые могут радикально изменить ход суда.
Прокуроры принесли в суд экспертное заключение управления Минюста РФ по Центральному федеральному округу, подтверждающее их позицию: спорный областной закон противоречит Бюджетному кодексу. Этот документ датируется декабрем прошлого года, а буквально за три месяца до этого то же ведомство выдало абсолютно противоположное заключение.
Представители администрации просили не приобщать новое заключение окружного Минюста к делу, так как оно вынесено с нарушением процедуры, установленной в самом министерстве. Нельзя же в самом деле без всяких оснований менять позицию! Однако судья Игнатов решил, что и новое заключение стоит включить в состав дела:
– Там уже есть мнения известных российских правоведов. Я думаю, что и судьям Верховного суда при дальнейшем рассмотрении дела будет интересно с ними ознакомиться.
Тогда встал юрист областного департамента финансов Алексей Долгов и с улыбкой на лице продемонстрировал толстенный том:
– Только что к нам поступил новый федеральный закон о внесении изменений в бюджетную классификацию. Он отменяет деление расходов бюджета на текущие и капитальные, на чем строилась вся аргументация Генпрокуратуры.
– Полный цугцванг, – прокомментировал ситуацию шахматным термином вице-губернатор Сергей Буров.
В связи с изменившимися обстоятельствами губернатор Анатолий Лисицын направил в Генпрокуратуру письмо с просьбой отозвать иск или переформулировать его. Однако выступавшие в ходе прений прокуроры стояли на своем.
– Статьи Бюджетного кодекса, на которые мы ссылаемся, не отменены. Мы по-прежнему утверждаем, что област-ной закон разрешал направлять бюджетные субвенции не на текущие, а на капитальные расходы – развитие производ-ства и пополнение оборотных средств. Это незаконное выделение инвестиций, – заявил прокурор Алексей Мухин.
– В соответствии со статьей 10 федерального закона об инвестиционной деятельности региональные власти вправе оказывать господдержку предприятиям, в том числе и с помощью выделения субвенций. Этот механизм закреплен в программах социально-экономического развития области, как и требует Бюджетный кодекс РФ, – доказывал первый замруководителя аналитического центра областной администрации Олег Килипченко.
– Верховный суд подтвердил, что субъекты РФ вправе самостоятельно выбирать, кому и как оказывать финансовую помощь за счет средств собственного бюджета, – такова позиция начальника правового управления облдумы Александра Соколова.
После полуторачасовых раздумий судья Константин Игнатов огласил решение: област-ной закон «О стимулировании...» соответствует федеральному законодательству, а потому продолжает действовать. Суд отменил только преамбулу к постановлению областной администрации, в которой разрешалось направлять субвенции на капвложения. По сути, это ничего не меняет.
– Мы победили! – сказал вице-губернатор Сергей Буров, выйдя из зала суда.
– Это не последняя инстанция, – отреагировали прокуроры. – Мы тоже кое-чего добились, а впереди Верховный суд.
Не успев передохнуть, суд приступил к рассмотрению еще одного заявления Ген-прокуратуры. На этот раз оспариваются нормы, касающиеся выделения субвенций, которые содержатся в областном законе о господдержке инвестиционной деятельности. Впрочем, исход этого процесса фактически предопределен нынешним решением.