с маленькими детьми и стариков-инвалидов. Был случай – женщине с малышом, успевшей проскользнуть в переднюю дверь, водитель заорал в микрофон: «Покиньте немедленно салон!» Те, кто нуждается в заботе и сочувствии, в очередной раз остались без оных. Они вынуждены втискиваться в другие двери, рискуя быть сшибленными наземь, задавленными в людской массе. Почему вдруг рухнуло право первой двери – право слабого? Множество обращений возмущенных граждан последовало в совет депутатов. Вопрос о праве первой двери был вынесен на депутатскую комиссию, а затем и на заседание совета. Выяснилось, что Минтранс еще 6 лет назад рекомендовал запретить вход пассажиров в транспорт через переднюю дверь. Но только сейчас департамент ЖКХ, транспорта и связи дал муниципальным предприятиям общественного транспорта соответствующее указание. Сергей Ситников, начальник отдела транспорта и связи, говорил жуткие вещи: «Перед-няя дверь – так называемая мертвая зона для водителя, сектор обзора очень узкий. Если учесть погодные условия – запотевшие или замерзшие стекла, водитель работает практически вслепую. Результат – смертельный случай в сентябре прошлого года, когда на площади у автовокзала водитель не увидел бабушку у передней двери. Бабуля попала под колесо (как выяснилось, она не входила в первую дверь, а только проходила мимо, нарушив правила дорожного движения). В марте на остановке около универмага молодой папаша, намереваясь войти в переднюю дверь, наклонился, чтобы поднять ребенка и поставить на лесенку. И «выпал» из обзора водителя. Автобус тронулся. Ребенок получил телесные повреждения. А дальше – суды, возмещения ущерба... У водителя руки тряслись от такого стресса. Так что посадка в первую дверь – это угроза жизни и безопасности пассажиров». И добавил, что транспортники не хотят брать на себя ответственность за возможные последствия. Депутаты парировали. Письмо Минтранса не может отменить федеральный закон, который предусматривает право входа в первую дверь в общественном транспорте, в том числе и в троллейбусе, для пассажиров с детьми, беременных женщин и инвалидов. Не случайно специальные места для них отведены именно в передней части салона. Вы же предлагаете им, войдя в другие двери, пробиваться вперед сквозь толпу. Это уж точно угроза здоровью. Интересно, что для своих знакомых водители без всяких проблем открывают переднюю дверь. И про мертвую зону не вспоминают! А сколько раз пассажиры были свидетелями того, как «свой человек» запускается в кабину водителя и оба они весело треплются, вовсе не заботясь о безопасности пассажиров. Где же логика? К тому же ни чиновники, ни сами транспортники не располагают убедительной статистикой несчастных случаев, происшедших при посадке через переднюю дверь. Интересно было бы узнать, сколько ЧП произошло при посадке в две другие двери. Сам по себе общественный транспорт как участник дорожного движения является объектом повышенной опасности. И если транспортники не хотят брать на себя ответственность, может, вообще его упразднить? Или все же логичнее вспомнить, что не пассажиры для транспорта, а транспорт для пассажиров? Напрячь техническую мысль работников автобусных и троллейбусных парков и вкупе с инициативой чиновников, заботящихся о безопасности пассажиров, придумать и внедрить технические устройства, которые бы увеличили обзор мертвой зоны и сделали ее «живой». Есть резон позаботиться и о том, чтобы не замерзали стекла водительской кабины. А самое главное – сделать безопасными автобусные остановки. Их не посыпают песком, не скалывают наросшие горы льда – это многократно повышает опасность того, что пассажир попадет под колесо или получит переломы и сотрясение мозга. Но эта проблема транспортников не волнует, за остановки отвечают другие господа. Депутатские аргументы попали под тяжелую артиллерию начальника Рыбинской ГИБДД Игоря Котова и начальника транспортной инспекции Владимира Батырева, которые поддержали запрет на право первой двери. Из восемнадцати депутатов, присутствовавших на заседании совета, только восемь проголосовали за то, чтобы разрешить посадку инвалидов, пассажиров с детьми и беременных женщин. Против был лишь один, девять воздержались. Расклад оказался не в пользу пассажиров. Кстати, по просьбам транспортников на рассмотрение совета депутатов вынесен проект, в котором предложено увеличить стоимость проезда в автобусах и троллейбусах до восьми рублей...