Но все же главным событием для музыкантов было представление ярославским меломанам музыки, которая не звучала два с лишним столетия. Ансамбль «Барокко», вот уже в течение 35 лет открывающий неизвестные страницы музыкальной культуры, на сей раз впервые исполнил симфонию русского композитора XVIII века Максима Березовского, партитура которой пролежала много десятилетий в римском архиве.
Она так бы и продолжала там пылиться, не наткнись в 1999 году в Интернете на упоминание о ней московский музыкант Павел Сербин, собиратель старинной аутентичной музыки. Началась переписка с римским архивом, растянувшаяся на четыре года. Наконец копия партитуры была выслана Сербину. От него она попала в руки к Андрею Пискунову, бывшему солисту ансамбля «Барокко», ныне работающему в Ханты-Мансийске. Он-то и передал ноты Игорю Попкову.
– Поначалу у меня были большие сомнения насчет подлинности, но я все же взял их, – рассказывает Игорь Васильевич. – Но когда я посмотрел на тональность, сомнения убавились, а когда начал инструментовать для ансамбля, то с каждым тактом появлялась уверенность в подлинности. Сомнения окончательно рассеялись, когда музыка зазвучала.
Прошедший в минувшие выходные в художественном музее концерт назывался «Музыкальное расследование». И. Попков построил его на сопоставлении неизвестной симфонии М. Березовского и симфонии чешского композитора Й. Мысливечека, которые в одно время проходили обучение в Болонской академии музыки. Оба произведения написаны в до мажоре, но различия существенны: у Мысливечека музыка более рациональная, западная, у Березовского – мелодичная, певучая, мягкая, русская.