Купец второй гильдии Василий Добрынин Крашенинников, творчество которого проанализировала исследователь А. Севастьянова на страницах «Ярославской старины», родился в Рыбинской слободе и был «плоть от плоти» тех первых русских историков, которые появились во второй половине XVIII века. Его труд «Описание земноводного круга» – это не только уникальный памятник, но и модель исторической мысли того времени.
Уникальность его в том, что произведение написано еще до того, как вышли произведения корифеев русской истории – Татищева, Миллера, Ломоносова, Щербатова. Перед читателем чисто провинциальное произведение, свободное от влияния авторитетов. Уникальна и сама манера изложения материала. Это не просто описание местной истории, которое потом станет главным в историографии провинции. «Описание...» Крашенинникова – это показ российских реалий на фоне мировой истории. Так поступали еще античные историки: Полибий, Тит Ливий. Ведь все познается в сравнении.
Начало XVIII века – это время первопроходцев в истории, время романтиков. «И сие собрав, с приложением покорности моея прошу, аще ли кому от любомудрых читателей случится сие трудов моих собрание чести, да не зазрите... ибо никакими правильными науками и никаких иностранных диалектов я не знающий, писать побужден был ради единоохотного своего забавления, дерзнув, все сие собрав, написати...» Эти строки, написанные Крашенинниковым в предисловии к своему произведению, как нельзя лучше отражают дух того времени. Ведь в середине XVIII века считалось, что «приятность» и «любопытность» значат то же, что и «ученость», «полезность».
Но не только «полезностью» ценен труд ярославского и рыбинского купца. Если для древнерусского периода у Крашенинникова не было примеров описания истории, то их тем более не существовало для послепетровского времени, в котором он жил. Здесь автор поистине первопроходец.
Особенно интересен рассказ о Ростовской и Ярославской провинциях. Вот как историк повествует нам об основании Ярославля: «...Начало же сего города воспоследовало построением церкви во имя правоверных апостолов Петра и Павла, для сооружения которыя, а также и города, Ярослав Мудрый отправился в Ростов. Оттуда прислал всяких потребных к тому художников, а для населения привел многих жителей». Получается, что предки ярославцев, или по крайней мере их часть, пришли из Ростова. Из текста также становится ясно, что легенда о Ярославе Мудром, убившем медведя и основавшем на этом месте город, – это вариант более позднего, чем сказание о Петропавловском соборе, источника. Он появился уже позднее «Описания...», отвечал потребностям Ярославля как центра вновь созданной в 1777 году губернии и связал воедино известную со второй половины XVII века эмблему Ярославля, официальную легенду и утвержденный герб города.