– Сегодня территориальное устройство страны совершенно не соответствует условиям современной рыночной экономики, – считает Анатолий Лисицын. – Россия была разделена на 89 субъектов Федерации под командную административно-распределительную систему – систему Госплана. Все территории зависели друг от друга. Эта зависимость была выстроена экономически. Каждый завод кооперировался в жестком графике с территориями других регионов. Тогда это было нормально. В условиях нового мира, в которых мы живем, нужны совершенно другие экономические подходы. Каждая территория должна иметь предпосылки к самодостаточному развитию. Вот это основной показатель. Между тем Правительство России забирает все больше средств у регионов-доноров, чтобы покрыть нужды остальных. По итогам прошлого года 20 регионов, которые сегодня в основном и формируют федеральный бюджет, потеряли от 10 до 20 процентов своей налоговой базы. Ярославской области вместо традиционных 50 процентов всех налоговых сборов оставили только 39. Два процента нам компенсировали – и все. Хотя в Бюджетном кодексе РФ записано, что все налоги должны делиться между центром и регионами пополам. Все это накаляет обстановку. Возникает вопрос: как жить дальше? С одной стороны, все прекрасно понимают, что при существовании 89 регионов невозможно нормально управлять страной, это не делает устойчивой и стабильной федеральную власть. С другой стороны, сегодняшние экономические диспропорции несправедливы и не устраивают регионы-доноры.
– Почему вы предлагаете провести эксперимент в противовес механизму, прописанному в Конституции России?
– Конституция затрудняет этот процесс. Она предполагает такую систему объединения субъектов РФ, как проведение референдума в регионах, которые должны объединиться. Я думаю, что сегодня невозможно на таком референдуме получить положительный результат. Поэтому я предлагаю провести экспериментальное объединение двух – четырех регионов России. Речь идет не о делении регионов, а именно об их объединении в существующих границах на основе специального модельного федерального закона. Создание укрупненной территории в течение 3 – 4 лет позволит отработать систему органов власти, механизмы взаимодействия, выявит все плюсы и минусы такого варианта объединения. И тогда через 5 – 8 лет можно будет говорить о полном территориальном переустройстве России.
– В законопроекте речь идет об экспериментальном объединении конкретных регионов России, например Ярославской, Ивановской, Костромской областей, или он носит общий характер?
– В проекте закона нет речи об объединении каких-то конкретных регионов. Укрупнение должно проводиться на основании четкого экономического анализа и расчетов.
– Какая система власти, на ваш взгляд, должна быть установлена на новой территории?
– В своем законопроекте я предложил, чтобы на время проведения эксперимента руководитель объединенной территории назначался президентом. А потом, через 3 – 4 года, можно будет или оставить систему назначения, или провести всеобщие выборы нового главы укрупненного региона. В законопроекте не оговаривается, что будет с представительными органами власти тех регионов, которые слились. Например, могут быть проведены выборы в новый общий парламент. Но исполнительная власть, которая отвечает за реформы и проведение эксперимента, должна приступить к работе моментально.
– Вы надеетесь, что ваши предложения будут реализованы на практике?
– Я не строю иллюзий, что мои предложения будут полностью приняты в администрации президента. Скорее всего, отзыв на законопроект, который я получу от чиновников, будет отрицательным, со ссылками на действующую Конституцию и федеральные законы. Я рассчитываю только на политиче-скую волю Президента России и руководителей Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Если будет проявлена политическая воля и они пойдут на проведение такого эксперимента, то его можно реализовать в течение ближайшего года или в декабре 2003 года, как раз к предвыборной кампании в регионах и в Госдуму РФ.
Беседовал
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.