Необходимость реконструкции назрела давно. Ведь правый берег Волги простоял закованным в бетон более 40 лет. За это время грунт под бетонными плитами изрядно подмыло, плиты просели и потрескались, и даже прогулки по нижнему ярусу набережной стали не вполне безопасными.
На участке от Октябрьского моста до ЦНТИ ситуация более опасная. Берег размыло настолько, что откос превратился в почти вертикальный обрыв, велика опасность оползней. А ведь наверху – «Ярославльводоканал», и там находятся резервуары с хлором.
Решение о проведении берегоукрепительных работ было принято мэрией ещё в 2005 году. Тогда же были сделаны первые шаги – проведены инженерные изыскания, заказан проект. И вот наконец к делу приступили строители. Они применяют новейшую технологию строительства гидротехнических сооружений – между сползающим в реку грунтом и водной гладью появится стена из металлических шпунтов Ларсена.
В результате набережная будет пошире и станет трёхъярусной – нижний ярус будет у самой кромки воды. Там появятся благоустроенные площадки для прогулок и отдыха, а возможно, ещё и причалы для яхт.
Общая протяжённость благоустроенной набережной более 3 километров. Согласно проекту, работы должны быть выполнены за три года, а общая сметная стоимость их – 2,6 миллиарда рублей. Однако конкурс на проведение работ выиграл «Мостотрест», который обязался сделать всё за 2,3 миллиарда, причём, главное, не за три года, а за 14 месяцев, то есть к осени 2009 года. Работать будут в три смены.
– Наибольшая часть финансирования этого проекта – за счёт федерального бюджета, – сказал губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. – Твёрдые гарантии этого мы получили во всех инстанциях. Получен уже и первый миллиард на запланированные в нынешнем году работы.
Мэрия также планирует выложить верхний ярус плиткой, обновить фонари уличного освещения, скамейки, отреставрировать декоративную решётку. Одновременно обновят подземные инженерные коммуникации. На Стрелке, на месте самого дальнего и самого большого фонтана собираются установить памятник 1000-летию Ярославля. Правда, пока готов лишь эскизный проект, а инженерный только разрабатывается.
– Я чувствую, что проблем с финансированием у нас не будет, поэтому теперь главное, что от нас требуется, – это успевать всё делать в кратчайшие сроки, – сказал мэр Ярославля Виктор Волончунас.